Телефон: +7 (495) 664-50-33

Главная Новости

Коммунизм как достопримечательность? Чешской прозе уже нужен новый призрак

Опубликовано: 08.08.2023

Коммунизм как достопримечательность? Чешской прозе уже нужен новый призрак

Вы также можете прослушать обзор в аудиоверсии.

«Я хочу, чтобы она увидела, в каком дерьме здесь жили люди», — говорит Йозеф Карл, главный герой романа, своей жене. Каким-то образом он должен вырвать неомарксизм из своей дочери. Может быть, поможет специальный отпуск, который он недавно заказал для всей семьи: поездка в коммунистический музей под открытым небом. Испытайте пятидесятые для себя! На рекламном щите было написано, что Жозефа уже неделю разъезжает на своем роскошном беспилотном автомобиле.

Роман писателя и сценариста Ондржея Хюбла вышел всего несколько недель назад, но уже имел успех. Он занимает высокое место в списке литературных бестселлеров, по версии сервера Idnes.cz «достоин наград и перевода» и даже готовится экранизация — режиссером Йиржи Страха, неутомимого борца с политкорректностью. Что делает прозу Хюбле такой замечательной?

Ей удался блестящий маркетинговый трюк. Довольно заезженный тезис о том, что коммунизм есть зло, Опона преподносит с подтяжкой лица. В то время как чешский культурный мейнстрим продолжает яростно охотиться за великими историями из темного прошлого, Хюбл задумал перенести коммунизм в альтернативное «сейчас».

И ненавидишь меня?!

Пока что только Алена Морнштайнова, один из самых продаваемых авторов последнего десятилетия, пробовала нечто подобное в чешской литературе. «Что было бы, если бы события ноября 1989 года не обернулись так, как они сложились?» — вопрошала писательница в предисловии к своему роману «Ноябрь», опубликованном в прошлом году. Литературный критик Ева Кличова метко резюмировала то, что придумала несколько недель назад. По ее словам, ноябрь является подтверждением правильности текущего статус-кво. «Неявный посыл о том, что ничего лучше, чем трансформация после 1989 года, нас не ждет».

Хюбл видит то же самое, но вместо того, чтобы довольствоваться тем, что все обошлось, Опона скорее угрожает указать пальцем. Совсем не выиграл! Ведь есть такие люди, как дочь Йозефа Луиза. Неомарксисты, левые, анархисты, просто потенциально опасные люди, которых в основном можно отличить по соевому молоку.

В тоталитарном парке развлечений, где популярными развлечениями являются мясные очереди и политические процессы, дочь Йозефа Луиза сразу же влюбляется в него. Она быстро влюбляется в местного колхозника Джиндру. Общение с ним в первый раз было опытом! «Это было намного лучше, чем свернуться калачиком на траве в приседе и слушать подкаст Саши Ухловой! Это было реально!»

Фото: Йонаш Зборжил, Seznam Správy

«Занавес» — это прежде всего плохо написанный литературный фарс, в котором мужчины падают с самолетов, а женщины думают только о маникюре.

Какое-то время пародия Хюбла на сторонников левых выглядит довольно забавно — главным образом потому, что она дает понять, что автор в лучшем случае мельком увидел молодых левых из окна едущей Теслы. Но затем Занавес начинает надоедать. Герой романа понимает, что путь обратно из коммунистических каникул в мир неограниченных запасов перепелиных яиц и беспилотных автомобилей будет совсем непростым. А далее следует то, что мы уже читали тысячу раз. «Вы не поверите, сколько людей хотят снова жить в этой большевистской системе. Они ненавидят вас... как класс!» — объясняет один из обитателей музея под открытым небом 1950-х годов миллионеру Йозефу Карлу, и тот не удивляется. "Мне? В конце концов, я построил компанию из ничего!»

«Самое х*йное, что у них был такой же шанс, и они его испортили. Вы понимаете? Ведь даже нынешние леваки чувствуют, что с ними надо делиться», — отвечает женщина Йозефу.

Социологи уже много лет твердят, что что эгалитарной Чехии не существует. Просто посмотрите опрос Разделенные свободой,чтобы отметить, насколько успех человека определяется тем, в какой части страны он родился. Попробуйте создать компанию с нуля, например, в конце Карловарского края, скажем, в печально известной деревне-должниках. пружины. Если ваши родители не имеют хорошего образования, у вас даже в 1,5 раза больше шансов, что вместо компании вы окажетесь максимум на одну социальную ступеньку ниже. Вот вам и чешская социальная мобильность и классовая зависть, которым так страшно удивляются герои «Опона». Но что, это всего лишь книга, наверное, возразил бы Ондржей Хюбл. А кто критикует, тот неомарксист.

Фоны из бумаги

Итак, в духе неомарксизма: «Занавес» — это в первую очередь плохо написанный литературный фарс, в котором мужчины падают с самолетов, а женщины думают только о маникюре. Со временем антикоммунистическая миссия полностью распадается под руками автора, и «Опона» становится хаотичным триллером, в котором жизни спасает биржевая торговля и разведение почтовых голубей. И конец? Она напоминает «Невыносимую легкость бытия», если написана тринадцатилетним мальчиком.

Опона в конечном счете интересна только как симптом широко распространенной в Чехии литературной болезни. Отечественные авторы превратили коммунизм в парк развлечений. Они используют его как фон, добавляющий нотку серьезности любой банальной любовной истории. Здесь так хорошо чувствуется старочешская малость, с любовью вспоминается бабушкина ятырка, время без политкорректности. Он так приятно избегает проблем настоящего. И мы можем отправить сюда на перевоспитание всех, кто посмеет критиковать постреволюционное развитие в Чехии. «Пусть они увидят, в каком дерьме они здесь жили».

Надеюсь, они предложат скидки в парке развлечений, так как мы уже столько раз читали это.